Научно-исследовательская работа студентов

Традиционно для МИФИ студенты старших курсов учатся выполнять научно-исследовательскую работу. Такая дисциплина предусмотрена учебным планом для 7, 8 и 9 семестров. Раньше это занятие называли УИР (учебно-исследовательская работа), подчеркивая учебный характер подобного рода упражнений.

Инженер -физик в большей степени должен владеть навыками исследовательской работы, чем другие инженеры. Характер работы (по специальности ) таков, что постоянно возникает необходимость микроисследований, да и не только микро. Поэтому - то помимо классических инженерных курсов и специализаций, предусмотрен и такой предмет как обучение навыкам проведения научно-исследовательской работы. 

Жизнь исследователя - не сахар (до какой степени не сахар читайте здесь). Приходится иметь дело с непредсказуемым. Неизвестно правильно-ли выбрана методика работы. Непредсказуемы сроки выполнения и результат. Не известно так ли все "на самом деле", как нам кажется. Не известно какими факторами можно пренебречь, а какими - ни в коем случае нельзя. "И этому хотят учить?" - воскликнет читатель. И его удивление оправдано. 

Да - этому хотят учить. Конечно надо подбирать тему исследований аккуратно. С одной стороны надо уложиться в заданный семестровый срок. С другой - непредсказуемость настоящей исследовательской стихии. С третьей - серьезная работа требует большего времени, чем это отведено учебным планом. С четвертой - кроме НИР существуют и еще предметы не менее интересные (специализация, однако - старшие курсы). Список может быть продолжен.

Таким образом предмет НИР заключается в том, что на примере придуманной (можно сказать искусственно выведенной ) темы учебной исследовательской работы научить будущего инженера исследовать что-нибудь научное. Точнее, конечно, не научить уж совсем до конца, до рецепта, а, скорее показать на практике, как это может выглядеть.

Еще одна особенность учебной исследовательской работы студента заключается в том, что реальная исследовательская работа требует определенного и немалого разностороннего багажа знаний, который собирается не сразу и которого у студента скорее всего нет. А, значит и поручить самостоятельную работу будь то экспериментальную (на уникальной, как правило, установке) или теоретическую - нельзя, а быть на подхвате, как бы рабом-лаборантом не очень эффективно. По поводу на подхвате вспоминается анекдот.

Это все как-то пессимистично выглядит, а что касается позитивного  - читайте дальше...

Hosted by uCoz