Опыт преподавания спецдисциплин

«Черчение на ПЭВМ» и

«Математическое моделирование на ПЭВМ»

в 9-м и 10-м лицейских классах 1012 школы г. Москвы.

© 2005 М.П.Шарапов

 

 

Курс  «Черчение на ПЭВМ» изучают школьники 9 класса.

Продолжительность курса – весь учебный год.

Объем аудиторных учебных занятий около  16 занятий по 2 часа

Занятия проходят по подгруппам.

Есть несколько лекционных занятий для целого класса (2-х подгрупп).

Самостоятельные занятия для выполнения домашних заданий предусматривают работу учащихся либо дома, либо в дисплейном классе школы.

Всего домашних заданий около 14

Полугодовая отчетность – зачет

Зачет  включает ответ на теоретические вопросы (2 в билете) и предъявление ранее не сданных недостающих домашних заданий.

Льготы:

Те, кто не получил иных оценок, кроме 5, получают зачет – автомат и должны показать только все домашние задания.

Те, ко получил только 4 или 5, получают льготный зачет и отвечают на 1 вопрос билета по своему  выбору и должны показать все домашние задания.

Те, кто готовит крупный проект для представления его в конце учебного года, не сдают зачет. Тема проекта должна быть согласована предварительно и в ходе консультаций может уточняться.

Курс построен на базе программного средства Autocad 2002.

Типичное занятие состоит из:

1.  Устного опроса по теме последнего (предыдущего) занятия около 10 мин, примерно 10-15 вопросов, требующих недлинного ответа. Каждый учащийся имеет возможность ответить и еще не по одному разу. Каждый ответ оценивается по 5-ти балльной шкале. Получившие 2, как правило, опрашиваются повторно. Порядок опроса – по алфавиту по списку в журнале. После 2 –3 –х неудовлетворительных ответов или по обстановке – опрос по желанию. Если никто не знает ответа, считается, что вопрос не усвоен и должен быть дополнительно пояснен, что и происходит сразу же.  Двойки, полученные за ответ на этот вопрос, аннулируются.  

2.  Объяснения нового материала с демонстрацией с применением проектора, ПК и доски с маркерами около 30 мин.

3.  Самостоятельной работы в классе для закрепления пройденной темы и представления домашних заданий за предыдущие уроки - 2-й урок.

 

Типичное домашнее задание – технический минипроект с использованием  изученных возможностей САПР на свободную тему. Примеры:

1.  Архитектурные формы (дома, квартиры, офисы, школа)   

2.  Предметы обстановки и ширпотреба(мебель, стенки, стеллажи, музыкальные центры, мобильные телефоны, пульты управления)

3.  Технические элементы и объекты (колеса, автомобили, ракеты, космические изделия)

4.  Геометрические объекты (многогранники)

5.  Физические модели (кристаллическая решетка, молекулы)

 

 

 

 

 

Тематика занятий:

1.  Введение (понятие автоматизированной система проектирования, преимущества и недостатки САПР, примеры программных продуктов, автоматизация других составляющих жизненного цикла изделий – производства и проектирования, интерфейс пользователя, технические средства САПР)

2.  Двумерная графика (графические примитивы, простановка размеров, редактирование чертежей)

3.  Трехмерная графика (графические примитивы, редактирование сцен)

4.  Основы программирования на встроенном языке AutoLISP

 

Задачи курса:

1.  Ознакомление учащихся с понятиями и возможностями современных САПР

2.  Формирование практических навыков по работе с САПР на примере AutoCad

3.  Развитие творческого мышления

4.  Развитие пространственного мышления

5.  Закрепление понятий, полученных в курсе черчения

6.  Развитие навыков самоорганизации сложного интеллектуального технического творчества.

 

 

 


 

Курс  «Математическое моделирование на ПЭВМ» изучают школьники 10 лицейского класса.

Продолжительность курса – весь учебный год.

Объем аудиторных учебных занятий около  16 занятий по 2 часа

Занятия проходят по подгруппам.

Есть несколько лекционных занятий для целого класса (2-х подгрупп).

Самостоятельные занятия для выполнения домашних заданий предусматривают работу учащихся либо дома, либо в дисплейном классе школы.

Всего домашних заданий около 14

Полугодовая отчетность – зачет

Зачет  включает ответ на теоретические вопросы (2 в билете) и предъявление ранее не сданных недостающих домашних заданий.

Льготы:

Те, кто не получил иных оценок, кроме 5, получают зачет – автомат и должны показать только все домашние задания.

Те, ко получил только 4 или 5, получают льготный зачет и отвечают на 1 вопрос билета по своему  выбору и должны показать все домашние задания.

Те, кто готовит крупный проект для представления его в конце учебного года, не сдают зачет. Тема проекта должна быть согласована предварительно и в ходе консультаций может уточняться.

Курс построен на базе сред программирования общего назначения  (языки программирования Pascal, Basic, Visual Basic, Delphi – по выбору учащегося, примеры программного кода приводятся на языках  Pascal, Basic).

Типичное занятие состоит из:

1.  Устного опроса по теме последнего (предыдущего) занятия около 10 мин, примерно 10-15 вопросов, требующих недлинного ответа. Каждый учащийся имеет возможность ответить и еще не по одному разу. Каждый ответ оценивается по 5-ти балльной шкале. Получившие 2, как правило, опрашиваются повторно. Порядок опроса – по алфавиту по списку в журнале. После 2 –3 –х неудовлетворительных ответов или по обстановке – опрос по желанию. Если никто не знает ответа, считается, что вопрос не усвоен и должен быть дополнительно пояснен, что и происходит сразу же.  Двойки, полученные за ответ на этот вопрос, аннулируются.

2.  Объяснения нового материала с демонстрацией с применением проектора, ПК и доски с маркерами около 60 мин.

3.  Самостоятельной работы в классе для представления домашних заданий за предыдущие уроки – около 20 минут 2-го урока.

 

Типичное домашнее задание – программная реализация математической модели или другой тематики на изученную тему. Выбор степени подробности реализации и языка (среды программирования) по усмотрению учащегося.

Примеры используемых языков (сред программирования) программирования:

1.  Basic

2.  Pascal

3.  Delphi

4.  Visual Basic

5.  JavaScript

6.  3DMax

7.  Flash (ActionScript)   

 

 

 

Тематика занятий:

1.  Введение (понятие математической модели, примеры ситуаций, требующих моделирования, порядок разработки моделей)

2.  Модели простых физических явлений (движение тела под углом к горизонту)

3.  Модели физических явлений, требующих интегрирования уравнений движения (движение с ускорением, тело на пружине, тела в поле взаимного притяжения)

4.  Модели явлений, требующих учета случайных процессов (модель распространения эпидемии)

5.  Экологические модели (модель Лоттки-Вольтерра «хищник-жертва»)

6.  Визуализирующие модели (электрические поля в пространстве)

7.  Программные особенности и инструментарий (интерфейс пользователя, особенности математических вычислений, среды визуального проектирования, отображение графических элементов)

 

Задачи курса:

1.  Тренировка учащихся в практическом применении полученных и развитии навыков программирования в рамках замкнутых программных проектов.

2.  Формирование стимулов и развитие опыта самостоятельного освоения программных продуктов

3.  Развитие творческого мышления

4.  Развитие навыков алгоритмизации

5.  Закрепление понятий, полученных в курсах информатики, программирования, физики и математики.

6.  Развитие навыков самоорганизации сложного интеллектуального технического творчества.

 

 

Hosted by uCoz