Опыт преподавания спецдисциплин
«Черчение на ПЭВМ» и
«Математическое
моделирование на ПЭВМ»
в 9-м и 10-м лицейских
классах 1012 школы г. Москвы.
© 2005 М.П.Шарапов
Курс «Черчение на ПЭВМ» изучают школьники 9
класса.
Продолжительность
курса – весь учебный год.
Объем аудиторных учебных занятий около 16 занятий по 2 часа
Занятия
проходят по подгруппам.
Есть
несколько лекционных занятий для целого класса (2-х подгрупп).
Самостоятельные
занятия для выполнения домашних заданий предусматривают работу учащихся либо
дома, либо в дисплейном классе школы.
Всего
домашних заданий около 14
Полугодовая
отчетность – зачет
Зачет включает ответ на теоретические вопросы (2 в
билете) и предъявление ранее не сданных недостающих домашних заданий.
Льготы:
Те,
кто не получил иных оценок, кроме 5, получают зачет – автомат и должны показать
только все домашние задания.
Те,
ко получил только 4 или 5, получают льготный зачет и отвечают на 1 вопрос
билета по своему выбору и должны
показать все домашние задания.
Те,
кто готовит крупный проект для представления его в конце учебного года, не
сдают зачет. Тема проекта должна быть согласована предварительно и в ходе
консультаций может уточняться.
Курс
построен на базе программного средства Autocad 2002.
Типичное
занятие состоит из:
1. Устного опроса по теме
последнего (предыдущего) занятия около 10 мин, примерно 10-15 вопросов,
требующих недлинного ответа. Каждый учащийся имеет возможность ответить и еще
не по одному разу. Каждый ответ оценивается по 5-ти балльной шкале. Получившие
2, как правило, опрашиваются повторно. Порядок опроса – по алфавиту по списку в
журнале. После 2 –3 –х неудовлетворительных ответов или по обстановке – опрос
по желанию. Если никто не знает ответа, считается, что вопрос не усвоен и
должен быть дополнительно пояснен, что и происходит сразу же. Двойки, полученные за ответ на этот вопрос,
аннулируются.
2. Объяснения нового материала
с демонстрацией с применением проектора, ПК и доски с маркерами около 30 мин.
3. Самостоятельной работы в
классе для закрепления пройденной темы и представления домашних заданий за
предыдущие уроки - 2-й урок.
Типичное
домашнее задание – технический минипроект с использованием изученных возможностей САПР на свободную
тему. Примеры:
1. Архитектурные формы (дома,
квартиры, офисы, школа)
2. Предметы обстановки и
ширпотреба(мебель, стенки, стеллажи, музыкальные центры, мобильные телефоны,
пульты управления)
3. Технические элементы и
объекты (колеса, автомобили, ракеты, космические изделия)
4. Геометрические объекты
(многогранники)
5. Физические модели (кристаллическая
решетка, молекулы)
Тематика
занятий:
1. Введение (понятие
автоматизированной система проектирования, преимущества и недостатки САПР,
примеры программных продуктов, автоматизация других составляющих жизненного
цикла изделий – производства и проектирования, интерфейс пользователя,
технические средства САПР)
2. Двумерная графика
(графические примитивы, простановка размеров, редактирование чертежей)
3. Трехмерная графика
(графические примитивы, редактирование сцен)
4. Основы программирования на
встроенном языке AutoLISP
Задачи
курса:
1. Ознакомление учащихся с
понятиями и возможностями современных САПР
2. Формирование практических
навыков по работе с САПР на примере AutoCad
3. Развитие творческого
мышления
4. Развитие пространственного
мышления
5. Закрепление понятий,
полученных в курсе черчения
6. Развитие навыков
самоорганизации сложного интеллектуального технического творчества.
Курс «Математическое моделирование на ПЭВМ»
изучают школьники 10 лицейского класса.
Продолжительность
курса – весь учебный год.
Объем
аудиторных учебных занятий около 16
занятий по 2 часа
Занятия проходят по подгруппам.
Есть
несколько лекционных занятий для целого класса (2-х подгрупп).
Самостоятельные
занятия для выполнения домашних заданий предусматривают работу учащихся либо
дома, либо в дисплейном классе школы.
Всего
домашних заданий около 14
Полугодовая
отчетность – зачет
Зачет включает ответ на теоретические вопросы (2 в
билете) и предъявление ранее не сданных недостающих домашних заданий.
Льготы:
Те,
кто не получил иных оценок, кроме 5, получают зачет – автомат и должны показать
только все домашние задания.
Те,
ко получил только 4 или 5, получают льготный зачет и отвечают на 1 вопрос
билета по своему выбору и должны
показать все домашние задания.
Те,
кто готовит крупный проект для представления его в конце учебного года, не
сдают зачет. Тема проекта должна быть согласована предварительно и в ходе
консультаций может уточняться.
Курс
построен на базе сред программирования общего назначения (языки программирования Pascal, Basic, Visual Basic, Delphi – по выбору учащегося,
примеры программного кода приводятся на языках
Pascal, Basic).
Типичное
занятие состоит из:
1. Устного опроса по теме
последнего (предыдущего) занятия около 10 мин, примерно 10-15 вопросов,
требующих недлинного ответа. Каждый учащийся имеет возможность ответить и еще
не по одному разу. Каждый ответ оценивается по 5-ти балльной шкале. Получившие
2, как правило, опрашиваются повторно. Порядок опроса – по алфавиту по списку в
журнале. После 2 –3 –х неудовлетворительных ответов или по обстановке – опрос
по желанию. Если никто не знает ответа, считается, что вопрос не усвоен и
должен быть дополнительно пояснен, что и происходит сразу же. Двойки, полученные за ответ на этот вопрос,
аннулируются.
2. Объяснения нового материала
с демонстрацией с применением проектора, ПК и доски с маркерами около 60 мин.
3. Самостоятельной работы в
классе для представления домашних заданий за предыдущие уроки – около 20 минут
2-го урока.
Типичное
домашнее задание – программная реализация математической модели или другой
тематики на изученную тему. Выбор степени подробности реализации и языка (среды
программирования) по усмотрению учащегося.
Примеры
используемых языков (сред программирования) программирования:
1. Basic
2. Pascal
3. Delphi
4. Visual Basic
5. JavaScript
6. 3DMax
7. Flash (ActionScript)
Тематика
занятий:
1. Введение (понятие
математической модели, примеры ситуаций, требующих моделирования, порядок
разработки моделей)
2. Модели простых физических
явлений (движение тела под углом к горизонту)
3. Модели физических явлений,
требующих интегрирования уравнений движения (движение с ускорением, тело на
пружине, тела в поле взаимного притяжения)
4. Модели явлений, требующих
учета случайных процессов (модель распространения эпидемии)
5. Экологические модели (модель
Лоттки-Вольтерра «хищник-жертва»)
6. Визуализирующие модели
(электрические поля в пространстве)
7. Программные особенности и
инструментарий (интерфейс пользователя, особенности математических вычислений,
среды визуального проектирования, отображение графических элементов)
Задачи
курса:
1. Тренировка учащихся в
практическом применении полученных и развитии навыков программирования в рамках
замкнутых программных проектов.
2. Формирование стимулов и
развитие опыта самостоятельного освоения программных продуктов
3. Развитие творческого
мышления
4. Развитие навыков
алгоритмизации
5. Закрепление понятий,
полученных в курсах информатики, программирования, физики и математики.
6. Развитие навыков
самоорганизации сложного интеллектуального технического творчества.